(специально для RLGNmagazine)
Одной из самых известных картин Мэнсона является изображение Микки Мауса, приподнимающего свою черепную коробку с ушами в знак приветствия. Нежные чувства (или же ненависть?) к мышонку (или все же к его черепу?) не раз находили отражение в творчестве артиста. С удовольствием и не раз упоминая в интервью, что инициалы его и всеми любимой американской мыши совпадают, Мэнсон создает логотип, соединив воедино изображение нацистской «Мертвой Головы» и эмблему Клуба Микки Мауса, обыгрывая таким образом противопоставление готов и панков миккимаусовской молодежи, а, в конце концов, делая политическое заявление о фашизме в Америке и ее индустрии развлечений.

В тот же период фотографом со сложным именем Готфрид Хельнвайн была сделана знаменитая серия фотографий Мэнсона в образе Микки Мауса - как воплощение американской мечты, превратившейся в кошмар. Вариантов два – черный и белый. Первое фото более зловещее, второе даже слегка отдает невинностью, хотя и более печальное и напоминает портрет Пьеро.
Посыл данной фотосессии предельно понятен. Микки Маус – чудесное создание, превратившееся в нечто ужасное, в коммерцию, в символ корпораций. Он забавен и мил – но наиграно мил, да и забавен ли? За его нарисованным лицом (Мэнсон специально изобрел термин «блэкфейс») прячутся «загребание денег, франшизы и рабский креатив для бизнеса развлечений, в которых уже практически не осталось ничего человеческого».
Удивительно, что известная своей любовью к судебным разбирательствам компания Дисней так и не подала иска за использование образа мышонка. Возможно, потому, что уши не попали в кадр полностью. Возможно, оттого, что шляпа лишь похожа на Микки, но в отличие от него – ассиметрична. Словом, чудо свершилось, и суда не было.
Отсылку к соблюдению закона об авторском праве можно увидеть и на картине «Анаклитизм», нарисованной Мэнсоном акварелью и абсентом. Дабы соблюсти сей закон, художнику пришлось обрезать в кадре мышиные уши, чьи честь и совесть уже много лет зверски защищается корпорацией в судах по всему миру.
Мерилин Мэнсон – символ едва ли меньший, чем сам Микки Маус. Его знают во всем мире. Сотни людей периодически молятся за спасение его души. Феномен этого человека достоин изучения в научных центрах. Но чьи же грехи и пороки он так утрировано показывает через увеличительное стекло? Уж не наши ли?..
Я не страдаю раздвоением личности, поскольку одновременно являюсь и Уолтом Диснеем, и Микки Маусом. Разумеется, на сцене я один, в туалете другой, на улице третий — любой человек ведет себя точно также, каждый устраивает собственное шоу.
Мерилин Мэнсон
Что вы знаете о нем? Дайте-ка угадаю. Что он удалил себе два ребра, поклоняется Сатане, а сам вообще внебрачный сын Чарльза Мэнсона. Шизофреник. Извращенец. Псих. Верно? Однако мало кто подумает о том, что путь к славе и пресыщенным и окутанным жирком людским сердцам так или иначе лежит сплошь через мифы и легенды, какие Древней Греции и не снились, и Звездой давно уже становятся не через постель. Звездой становится тот, кто сочинил о себе сказочно-сказочную сказку. Да пострашнее.
О том, в чьей семье он родился, где рос и как пришел к тому, чтобы стать Великим и Ужасным, не самые пытливые без труда прочитают в википедии, а самые – в автобиографии «The Long Hard Road Out of Hell», вышедшей несколько лет назад. То еще произведение, я вам скажу, и уж точно не рекомендовано к прочтению беременным и другим впечатлительным людям. В начале книги слегка грустишь и думаешь: «Ну да, все проблемы из детства: трудности в школе, дед-извращенец… Так и хочется прижать к своей груди его, Брайана, ассиметрично выбритую голову и поцеловать в накрашенный глаз, приговаривая что-то вроде «Ну-ну, все будет хорошо, ну-ну». Однако чем дальше в лес, тем больше дров, эмоций и ощущения того, что попахивает тотальным обманом. Обладая выдающимся интеллектом, отличным от обывательского, и пребывая в некотором разладе с действительностью ввиду тяжелого детства, он, как ни странно, не запирается на чердаке собственного дома, а день за днем ищет (и находит!) таких же «уродов», каковым является сам, развивая и продолжая свое «уродство» до бесконечности.
Сатанист? Помилуйте. Грешки пытливой юности со временем практически обнулились, оставив лишь протест против духовного зомбирования (да-да, и знаменитое подтирание американским флагом можно отнести туда же, а как же) да понятные любому адекватному человеку тезисы навроде: «Я не против Бога. Я против Злоупотребления Богом».
Фрик? Безусловно. Ведь один из способов для человека найти себе подобных – одеться так, чтобы наверняка привлечь внимание единомышленников, способных преодолеть внешнюю оболочку и постичь богатый внутренний мир.
Наркоман? Нет. Он, кстати, даже курящих людей не выносит. А всякими кокаинами со сцены швырятся – он вам что, миллионер?
Сын Дьявола? Снова нет. Мэнсон претендует только на звание отражателя общественного сознания, а ежели в зеркале рожа крива или вообще оттуда темнота зловеще ухмыляется, то сами знаете, на что пенять.
Музыкант? Да. Но прежде всего слуга искусства. Его концерты – перфоманс чистой воды, а бесконечные садомазо-игрища на сцене – собирательный образ того беспросветного дерьма, которое он видит вокруг себя.
Словом, прежде всего Мерилин Мэнсон – арт-объект, навроде нашего Бартенева, и, кстати, еще неизвестно, кто из них извращеннее и хуже себя ведет вне камер.
Искусство может быть красивым, оставаясь в то же время страшным, гротескным или пугающим. Это не делает его менее значимым. Если люди испуганы или шокированы, они должны спросить себя, почему, а не выдвигать в ответ цензуру.
Мерилин Мэнсон
Но мало кто знает, что Мерилин Мэнсон - художник. Предварительно поупражнявшись на собственном лице, он пишет картины, являющиеся абсолютным зазеркальным отражением его собственноручно созданного образа: выражения лиц, своеобразная манера наложения оттенков, оригинальное выражение чувств на бумагу, и как результат – истерзанные души в стиле импрессиониста Мунка, напоминающие рисунки душевнобольных. Как известно, фамилия Мэнсон была взята от имени знаменитого маньяка-убийцы, и его жертв он также описывает в своих картинах. Разумеется, отзывы о художнике противоречивы, и в большинстве своем обыватели видят лишь «что-то ужасное», не имея ни возможности ни, в основном, желания заглянуть глубже. Впрочем, находятся и покупатели, и, по примеру сына Оззи Осборна Джона, за пару десятков тысяч долларов приобщиться к «шокирующему искусству» может каждый.
Согласно легенде о курице и яйце, Мэнсон начал рисовать еще будучи Брайаном и задолго до того, как запел. Теперь беда в том, что, глядя на его картины, довольно сложно отстраниться и увидеть человека-художника, а не накрашенного андрогина в латексе и чулках, удалившего себе ребра и все такое. Как и в музыкальном творчестве, Мэнсон-художник преподносит двойную концепцию мирового зла, он считает его лежащим в основе всего мира, но при этом миром лицемерно отрицаемым, а в качестве примера приводит заповеди христианской церкви и массовые убийства, совершаемые ею в разные времена. Несмотря на его эпатажный и безумный образ, это все же наводит на размышления…
Никогда не считал шокирующим ничто из того, что делаю. Шокировать публику — слишком сложная задача, особенно если сравнивать с тем, что происходит в мире. Или с тем, что предлагает мне мое воображение. Ещё неизвестно, что гротескней. Я живу так, как мне нравится, и прекрасно себя чувствую.
Мерилин Мэнсон

Все наше творчество имеет очень много уровней, а что касается Микки… ну, фашистское правительство [Германии 1930-х годов] считало «дегенеративным» и его тоже. В Америке он символизирует гораздо больше. Но это всего лишь обрывки воображения, не более и не менее.
Мерилин Мэнсон


Посыл данной фотосессии предельно понятен. Микки Маус – чудесное создание, превратившееся в нечто ужасное, в коммерцию, в символ корпораций. Он забавен и мил – но наиграно мил, да и забавен ли? За его нарисованным лицом (Мэнсон специально изобрел термин «блэкфейс») прячутся «загребание денег, франшизы и рабский креатив для бизнеса развлечений, в которых уже практически не осталось ничего человеческого».
Удивительно, что известная своей любовью к судебным разбирательствам компания Дисней так и не подала иска за использование образа мышонка. Возможно, потому, что уши не попали в кадр полностью. Возможно, оттого, что шляпа лишь похожа на Микки, но в отличие от него – ассиметрична. Словом, чудо свершилось, и суда не было.

Каждый художник хотя бы раз должен нарисовать Микки [Мауса], ведь это своего рода обряд посвящения. Вот моя интерпретация. Название картины таит в себе ссылку на одну из фобий, боязнь животных, которые чешут себе гениталии. Мне кажется, Энди Уорхол говорил что Америка одержима мышиным фетишем. Я наслаждался этим.
Мерилин Мэнсон
Мерилин Мэнсон – символ едва ли меньший, чем сам Микки Маус. Его знают во всем мире. Сотни людей периодически молятся за спасение его души. Феномен этого человека достоин изучения в научных центрах. Но чьи же грехи и пороки он так утрировано показывает через увеличительное стекло? Уж не наши ли?..
Я - это отражение людей. Они сами подсказывают мне, чего им хочется. Они не умеют скрывать свои чувства и страхи, а я пользуюсь этим и просто увеличиваю их в несколько раз. Думаю, что в следующем столетии я буду выглядеть иначе. Но как бы там ни было, я уверен, что по части шоу и всевозможного эпатажа меня никто не только не переплюнет, но даже повторить не сможет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий