вторник, 9 декабря 2014 г.

Страна Чудес без тормозов

(специально для RLGNmagazine)

Кинокомпания  The Walt Disney Company была основана 16 октября 1923 года, и с тех самых пор прочно ассоциируется с красочным миром детства. Для взрослых это бренд, которому с удовольствием и облегчением доверяют решить проблему семейного отдыха. Для детей – все лучшее сразу, лучшее в мире развлечение и лучшее времяпровождение. За почти столетнюю историю своего существования компания выросла в одну из крупнейших в мире корпораций, но, не смотря на то, что изо всех сил пропагандирует семейные ценности и добропорядочность, успела нажить себе немало врагов. Людям свойственно желание «восстанавливать равновесие в мире», сомневаться и выворачивать наизнанку то, что кажется слишком хорошим и чистым, искать компромат - и обязательно его находить. Впрочем, в случае с Disney и искать особо не приходится, ведь на самом деле в Стране Чудес все по-взрослому.



Вполне предсказуемо, что большинство судебных исков и скандалов связано с отстаиванием авторских прав. История потери права на самого первого персонажа студии – кролика Освальда – стала хорошим уроком Диснею, и с тех пор компания последовательно и ожесточенно защищает свои права. По официальной версии, Микки Маус был создан 18 ноября 1928 года и должен был перейти в общественное достояние 18 ноября 2008 года, но законы о сроке действия копирайта в очередной раз продлили, причём корпорация Диснея была одним из главных лоббистов этого решения. Сейчас стоимость бренда Микки-Мауса оценивается в $3 млрд. Словом, есть за что бороться.

Не удивительно, что при таком раскладе в нарушении авторских прав можно обвинить даже целую страну разом. Walt Disney выразили свое недовольство КНДР после того, как в июле 2012 года диснеевские персонажи появились на сцене во время концерта, устроенного для лидера Северной Кореи Ким Чен Ына, и, мало того, это мероприятие было еще и показано по телевидению. В постановке участвовали актеры в костюмах Белоснежки и других мультипликационных героев, а на экране шли фрагменты из оригинальных мультфильмов: «Красавица и Чудовище» и «Белоснежка и семь гномов». «Walt Disney не давал тоталитарному государству никаких прав и лицензий на использование своих персонажей», — заявила пресс-секретарь студии Мишель Бергман. Как говорится в народе, что Республике хорошо, то Диснею сплошное расстройство.

Вот и артист Джоэл Циммерман, более известный как диджей  Deadmau5, нехило расстроился, когда подавал заявку на регистрацию своего логотипа. Кино-гиганту очень не понравилось, что музыкант пользуется героем их мультфильма, а его отличительный знак очень похож на изображение Микки Мауса. Disney заявила, что обычный потребитель с легкостью может перепутать новый логотип музыканта с легендарным диснеевским, поэтому регистрация должна быть задержана до сбора нужных документов. Сам диджей ситуацию особо не комментирует, только передает приветы Микки «До встречи в суде». Станет ли дело скандалом, хватит ли духа и терпения мистеру Циммерману противостоять компании, или же в очередной раз дело закончится песнями о неприкосновенности мышиных ушей и крупным денежным штрафом, покажет время.

Забавно и даже немного по-патриотичному приятно, что длинные ручонки корпорации дотянулись-таки и до России, причем не до самых очевидных ее уголков. Есть информация, что некто пензенский предприниматель Олег Карпин был признан виновным в незаконном использовании фильмов киностудии Walt Disney и даже выплатил государству 130 тыс. рублей штрафа за сие ужасное преступление. Как сообщает официальный сайт Генпрокуратуры России, Карпин бессовестно организовал показ фильма «Рапунцель» в Доме Культуры Сурского района, не имея на то никаких соответствующих договоров. Кроме того, этот, не постесняюсь этого слова, выродок вообще не раз нарушал авторские права компании Walt Disney Studios, демонстрируя популярные фильмы в сельских учреждениях и свое полнейшее моральное уродство. И это все так смешно, что даже грустно. Представителям компании с таким трепетным отношением к своим персонажам просто необходимо почаще приезжать в нашу страну, а то и вовсе отсюда не вылазить, дабы успевать вовремя прикрывать каждый магазин игрушек или чебуречную, на дверях которой нарисован какой-нибудь осчастливленный шаурмой Дональд Дак.

Но вот когда многомиллионная компания судится с малюсенькими организациями, деятельность которых направлена на организацию досуга малышей, это выглядит уже не смешно… а как минимум некрасиво и бесчеловечно, хотя по закону вроде бы и правильно. Так, в 1989 году компания впервые подала в суд на несколько детских садов во Флориде за то, что на их стенах были фрески с изображениями персонажей Диснея, сделанные, естественно, без официального разрешения. В итоге фрески были закрашены, Дисней остался при своих, а дети - с прекрасными веселыми свежепобелеными стенами. Но есть у этой истории и относительно счастливый конец: в судебные дела вмешалась «покровительница» многих тематических парков студия Universal и дала разрешение детским садам использовать пусть не всех, но некоторых персонажей, а именно Скуби-Ду, Мишку Йога и все достопочтенное семейство Флинстоунов целиком. Лучше, конечно, чем совсем ничего.

Отдельного внимания заслуживают тематические парки, известные в народе как Диснейленды. Есть такие люди, которые настолько сильно привязываются к этим самым паркам, что выражают желание находиться в них и после, извините, смерти. Известны случаи, когда преданные фанаты Диснея просили развеять их прах либо по всему парку, либо на конкретном любимом аттракционе. По сообщениям, к этому самому моменту явление стало настолько привычным, что сотрудники Диснейлендов официально обучены безопасному устранению останков, а у аттракционов установлены высокотехнологичные фильтры, чтобы удалять человеческие частицы из воздуха. Так что, когда Вы в следующий раз отправитесь в «Особняк с привидениями», помните, что пыль, которую Вы видите, может быть не только частью устрашающего антуража, но и кремированными останками бывшего гостя, чересчур сильно любившего аттракционы. Страшно? Не по себе как минимум.

Продолжая тему смертей в Диснейлендах, следует отметить, что информацию о несчастных случаях на аттракционах раздобыть действительно очень непросто, статистики смертности тоже нигде нет. Большая часть смертельных случаев списывается на состояние здоровья (инсульты, инфаркты и т.п.) и на халатность самой жертвы (вставали на американских горках, прыгали с больших высот и т.д.). И, тем не менее, возникали ситуации, когда вины пострадавших не было. Самый известный из таких инцидентов произошел в Диснейленде в Калифорнии в 1998. Тяжелое железное крепление парусника «Колумбия» при причаливании оборвалось и покалечило нескольких людей, один из которых скончался. Этот случай значительно подорвал доверие людей к парку и обошелся компании в $25000000, которые выплатили семье покойного.

Но если вам и не грозит умереть при посещении Страны Чудес, то уж настроение себе подпортить можно наверняка. Аниматоры ведь тоже люди, и внутри каждого гнома из «Белоснежки» сидит человек со своими проблемами, заботами и даже принципами. Так, семья Блэков из Южной Калифорнии подала иск к The Walt Disney Company за то, что актер в костюме Белого Кролика не уделял должного внимания их детям «из-за расистских взглядов». «Это все потому, что я – черный?» - расстроено вопрошал родителей темнокожий мальчик по фамилии Black после того, как Кролик повернулся к нему спиной и начал обниматься с другими – куда более белыми – детьми. Отец мальчика потребовал публичных извинений от руководства и немедленного увольнения актера-расиста. На предложение компании компенсировать моральный ущерб семья ответила отказом и наняла адвоката. Чего тогда хотели, вообще непонятно.

И таких вот историй наберется целый пучок.
А мне даже немного завидно, что американцы – как скандальные базарные бабки, которым вечно что-то не нравится, и которые могут раздуть судебное дело из всего, что им померещилось или показалось. Например, после выхода в свет добрейшего мульфильма «Король Лев» нашлись ученые, которых возмутило, в каком свете были показаны гиены. Исследователи решили, что негативное отношение к данным животным может плохо сказаться на их популяции. И тут у меня без комментариев.

Впрочем, сотрудники The Wolt Disney Company находят разные пути и возможности быть отомщенными. Помимо бесконечных судебных разбирательств и отсуживания денег, у аниматоров студии есть традиция дорисовывать в самых любимых и популярных мультиках скрытые и рискованные дополнения, которые, впрочем, очень даже заметны. Есть несколько известных примеров. Например, в «Короле Льве» пыль, летающая в воздухе, складывается в слово «секс». Или художественное оформление оригинальной VHS обложки «Русалочки», где видна подозрительно фаллическая башенка на замке. В большинстве случаев эти примеры были обнаружены и отклонены Диснеем как неудачные ошибки.


Но этого нельзя сказать о «Спасателях». В двух из 110 000 кадров мультика 1977 года выпуска позади главных героев видна обнаженная до пояса женщина, в тот момент когда главные герои мчатся через Лондон. Изображение невозможно увидеть, если мультик смотрится в режиме реального времени. Но если Вы нажмете на паузу в нужный момент, Вы ясно увидите даму топлес в окне на заднем фоне. Компания никогда не признавала наличия подобных кадров и утверждает, что в мультике для домашнего просмотра 1999 года никакой обнаженной груди нет. Ну-ну.


Словом, друзья! Мир Диснея – это волшебный мир. В нем есть место добру, чуду и юмору для любого возраста. А The Walt Disney Company не плохая и не хорошая, и устроена точно так же, как и вся остальная жизнь: либо ты сам прогибаешь систему, либо Дональд Дак имеет тебя (фото реального аттракциона прилагается).



А я вот пишу это все и думаю, не выкинуть ли мне майку с Микки Маусом и пиратские DVD от греха подальше. А то авторские права, все дела, а у меня как раз не завалялось 130 тысяч. Мало ли…

п.с. как это выглядело в журнале:






Комментариев нет:

Отправить комментарий